Эпоха «серой таможни» в России, возможно, подходит к концу! Как внешнеторговым предприятиям реагировать в будущем?

 Эпоха «серой таможни» в России, возможно, подходит к концу! Как внешнеторговым предприятиям реагировать в будущем? 

2025-11-08

Следующие несколько месяцев станут пиком сезона трансграничной электронной торговли, и пока внутренние продавцы готовятся произвести большой фурор, логистика на западном маршруте в Россию перегружена с сентября .

По данным крупных экспедиторов, по состоянию на 21 октября на пограничном переходе «Самара» на западном направлении ожидают не менее 15 000 грузовиков . Если их пропустят на месте, то потребуется не менее 20–30 дней, чтобы более 10 000 грузовиков прошли через него. Это происходит в разгар сезона российских праздников и электронной коммерции, что делает эти два месяца настоящим кошмаром для тех, кто занимается электронной коммерцией в России.

xinwen3 (1)

Текущее состояние пограничного перехода «Самара»

Однако несколько дней назад, 24 октября, президент России Владимир Путин подписал Указ № 778 «Об особенностях осуществления таможенного контроля на участке государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан», который принял прямые меры по устранению крупных заторов на западной границе в сентябре. Временный упрощённый таможенный режим для импортных товаров, перемещаемых автомобильным транспортом из Казахстана и Киргизии, будет действовать до 10 декабря 2025 года.

xinwen3 (2)

Однако в постановлении чётко указано, что получателем груза должно быть российское юридическое лицо, а при определённых условиях импорт товаров не должен нарушать таможенные правила. Кроме того, российское юридическое лицо, получающее товары, обязано предоставить перевозчику уведомление и письмо-обязательство, оформленные от его имени, а после принятия обязательства оформить декларирование товаров в соответствии с действующим законодательством.

xinwen3 (3)

Источник изображения: Foreign Trade Plus

Однако упрощённый порядок распространяется не на все товары. Исключение составляют продукты питания, табачные изделия, отдельные химические продукты, оружие и взрывчатые вещества, электроника и компоненты, аэрокосмическая техника, медицинские изделия, игрушки и контролируемые вещества. Официальное объяснение заключается в том, что ограничения обусловлены соображениями национальной безопасности, общественного здравоохранения, строгими требованиями сертификации и соблюдением международной санкционной системы.

Проще говоря: хорошая новость в том, что политика введена, и таможенная очистка теперь открыта; те, у кого «белая» таможенная очистка, могут проезжать без препятствий. Плохая новость в том, что те, у кого «серая» таможенная очистка, по-прежнему не допускаются.

Однако текущая ситуация на российском рынке такова, что практически 80% товаров поставляется через «серые» каналы. Если западный маршрут невозможен, то является ли восточный вариант жизнеспособным?

xinwen3 (4)

Восточный маршрут действительно был единственным оставшимся серым таможенным маршрутом, помимо западного. К сожалению, вскоре после перегрузки западного маршрута, 25 сентября, на восточном маршруте было изъято почти 3000 контрабандных дронов – целых дронов, задекларированных как игрушки.

Именно поэтому игрушки были исключены из упомянутых выше упрощенных процедур. Требования к восточному маршруту и ​​без того были выше, чем к западному; это последнее событие оказало давление на перевозки по восточному маршруту, фактически снова заблокировав серый таможенный маршрут.

Если товары, застрявшие на западном и восточном маршрутах, не смогут быть размещены на складах в России до ноября, те, кто занимается трансграничной электронной торговлей в России, могут не встретить Новый год как следует.

Почему западный серый таможенный маршрут, который использовался более десяти лет, теперь так внезапно закрывается?

1.Тарифные переговоры в рамках Евразийского экономического союза: В январе этого года Россия и Казахстан провели переговоры о распределении тарифов в рамках Евразийского экономического союза. Россия настаивала на сохранении существующего уровня доходов от таможенных пошлин в размере 85%, в то время как Казахстан получал лишь 7%. Казахстан хотел увеличить свою долю с 7% до 15%, но переговоры в конечном итоге провалились.

xinwen3 (5)

Переговоры полностью зашли в тупик в марте, когда Казахстан объявил о самостоятельной реформе своей таможенной системы и разместил на границе новое досмотровое оборудование и персонал. Затем, в июне, разразился спор вокруг Каспийского нефтепровода, и Россия внезапно объявила о введении транзитных сборов за нефть, проходящую через Казахстан. Казахстан немедленно принял ответные меры, увеличив время таможенного оформления на западной границе до восьми часов, сославшись на усиление контроля безопасности.

Затем, в сентябре, конфликт достиг критической точки, когда Казахстан в одностороннем порядке приостановил действие соглашения об обмене таможенной информацией с Россией. Россия немедленно закрыла три второстепенных пограничных перехода и повысила стандарты досмотра на западной границе до самого высокого уровня.

Этот девятимесячный тупик привёл к резкому увеличению времени таможенного оформления на западной границе с двух до 15 дней в день.

2.Жесткие меры борьбы с серой торговлей: Согласно официальным данным, опубликованным российской таможенной службой, с января по август 2025 года российские таможенные органы изъяли контрабанду на сумму более 1,7 млрд рублей, включая автомобили, электронику, оборудование, дроны и аксессуары к ним, средства защиты и медицинское оборудование.

Многие иностранные трейдеры, работавшие на российском сером рынке в этом году, ещё до появления этих данных, наверняка уже ощутили на себе давление серой торговли. В прошлом серая торговля позволяла превращать дорогостоящие товары в дешевые, избегая высоких пошлин и позволяя им беспрепятственно попадать на российский рынок. Но на этот раз правила игры полностью изменились.

xinwen3 (6)

Помните упомянутую выше реформу независимой таможенной системы в Казахстане? Эта система позволяет точно определить разницу между заявленной стоимостью и рыночной ценой, сравнивая большие данные. После определения разницы товар не только задерживается, но и оплачивается разница в таможенных пошлинах, но и взимается плата за задержку в размере 5000 юаней в день.

У нас есть клиент, который торгует мелкими товарами с Россией. У него было 2000 коробок товаров первой необходимости на общую сумму 1,2 миллиона юаней, и он хотел использовать западный маршрут через неофициальную таможню. Однако новая система застала его врасплох и потребовала доплатить 900 000 юаней. Если бы он заплатил налог по правилам, это означало бы потерю всей партии. Если бы он отказался от товара, он потерял бы все 1,2 миллиона юаней, что поставило бы его в затруднительное положение.

xinwen3 (7)

Многие считают, что суть этого кризиса — в логистике, но если разобраться в логистике, то можно увидеть, что указ, подписанный Путиным, фактически свидетельствует о том, что период безудержного роста трансграничной торговли между Евразией и Китаем подошел к концу. В будущем, если вы хотите вести бизнес в Центральной Азии, России, Восточной Европе и других странах, соответствие требованиям и стандартизация станут необратимой тенденцией.

Однако для многих трансграничных интернет-продавцов соблюдение требований означает начало кошмара. Старая логика, основанная на серой таможне, экономии средств и рекламе, на российском рынке будущего совершенно не работает.

Между тем, учитывая различные сборы за сертификацию, налоги и риски остаться в затруднительном положении, прибыль продавцов C- конца практически сведена к нулю.

В будущем потребительский рынок ( C -сегмент) может постепенно сойти на нет, в то время как возможности на деловом рынке (B -сегмент) будут медленно появляться.

Однако для компаний, работающих в сегменте B , этот переломный момент можно рассматривать как возможность для перестановок. В условиях всё более усложняющейся системы комплаенса, выжить смогут только те, у кого есть российские юридические лица, стабильные цепочки поставок и законные каналы таможенного оформления. Даже в случае чрезвычайной ситуации, подобной ситуации с Западным маршрутом, они могут гарантировать быструю доставку товаров покупателям, переключаясь между различными каналами, такими как авиа- и морская доставка. Электронная коммерция в сегменте C на это не способна.

xinwen3 (8)

Между тем, по данным Росстата, в первом полугодии 2025 года офлайн-розничные продажи выросли на 12% в годовом исчислении , при этом наиболее быстрыми темпами росли продажи промышленных товаров, строительных материалов и автозапчастей.

Упразднение этой «серой границы» также предвещает будущее, в котором российский рынок будет уделять больше внимания долгосрочному торговому сотрудничеству, основанному на правилах и качестве. Это также означает, что торговые отношения между Россией, Центральной Азией, Восточной Европой и другими русскоязычными регионами становятся более зрелыми.

Пожалуйста, оставьте нам сообщение